Портфолио >> Луноход в натуральную величину - интервью журналу Classicbus
29 января 2011
Порой кажется, что построить модель классического автобуса едва ли не сложнее, чем построить сам автобус. Сколько чертежей, деталей, расчётов… А как трудоёмок процесс изготовления опытных образцов! Но, пообщавшись с Фёдором Черноусовым, руководителем петербургской компании Retro-Bus, восстанавливающей советские автобусы, мы поняли, что постройка автобуса в натуральную величину требует куда большего терпения…
Борис Храмов: Фёдор, чем занимается Retro-Bus?
Фёдор Черноусов: Retro-Bus даёт людям узнать, а главное – прочувствовать историю родной страны. А если более приземлённо, то мы проводим экскурсии по Ленинграду 60-х, 70-х, 80-х и Петербургу 90-х годов прошлого века, а также другие мероприятия, так или иначе связанные с историей Северной столицы. И, конечно, мы восстанавливаем старые советские автобусы, на которых эти экскурсии и проводим.
БХ: А не рано ли считать период 60-х, а, тем более, 90-х годов, историей?
ФЧ: Не рано. Формально говоря, то, что мы сейчас с Вами ведём беседу – уже история. Только задумайтесь – люди, родившиеся уже не в СССР, а в Российской Федерации, в этом году пошли на второй курс института! А школьники зачастую даже не знают, кто такой Брежнев – для них это что-то , созвучное с Bluetooth… Люди должны знать историю своей страны. А уж о том, чтобы получать эти знания было не скучно, а захватывающе, мы позаботимся!
БХ: Вот здесь поподробнее, пожалуйста.
ФЧ: Ну вот возьмём, например, один из самых скучных периодов истории Советского Союза – начало 80-х. Этот период ещё называют застоем. Наша экскурсия так и называется – «от застоя к перестройке». Мы ездим по городу, посещая островки той, застойной, культуры, окунаясь в быт ленинградцев 30 лет назад: заходим в настоящую коммуналку, смотрим фильм в старом советском кинотеатре, перекусываем в легендарной пышечной на Желябова. А по дороге вспоминаем эпизоды из культурной и повседненой жизни, анекдоты про политиков, песни эстрадных кумиров того времени.
Или период конца восьмидесятых. Здесь уже совсем другое настроение – «мы ждём перемен». Экскурсия посвящена феномену ленинградского андерграунда – культуре, воспитавшей тысячи людей другого, уже совсем не советского поколения. Вместе с экскурсоводом (кстати, непосредственным участником той подпольной жизни) мы видим город совсем другим: вот здесь, в котельной, работал Цой, тут родились его бессметрные творения, тут, на углу Невского и Литейного, находилась знаменитая кофейня «Сайгон», любимое место встреч ленинградской молодёжи. А рядом, заброшенном доме на Пушкинской, 10, творили опальные художники… Все эти места мы видим своими глазами – и начинаем совсем по-другому воспринимать историю…
И, конечно, очень важен автобус, ведь именно он создаёт атмосферу того времени, именно он погружает людей в воспоминания, окунает их в детство…
БХ: Расскажите про эти волшебные автобусы!
ФЧ: Ничего волшебного в них нет. Пока не сядешь внутрь…
Сейчас у нас 3 машины – «Луноходы» ЛиАЗ-677М 1994 года и ЛиАЗ-677МБ 1991 года, а также микроавтобус РАФ-22038 «Латвия» 1994 года в комплектации «Люкс». Как видите, парк не такой уж и старый (многие линейные и туристические автобусы в нашей стране куда старше), но для Северной столицы это – уже экзотика. Один «Луноход» сейчас работает, а две другие машины мы восстанавливаем.
БХ: Своими силами?
ФЧ: Да. ЛиАЗу делаем капитальный кузовной ремонт, а по РАФу работ на порядок меньше.
БХ: Нашим читателям будет интересно узнать, как делается КВР на «Луноходе».
ФЧ: Вначале мы разобрали весь салон: сняли сиденья, двери, поручни, стёкла, вскрыли пол. Потом срезали всю внешнюю обшивку кузова. После этого стал виден фронт работ. Оказалось, что за время эксплуатации (машина 17 лет отработала служебкой на предприятии) прогнила практически вся нижняя часть фермы (та, что ниже «юбки»), включая колёсные арки и ступеньки передней и задней дверей. Даже несущие лонжероны местами были со сквозной коррозией. Всё это дело срезалось, а дальше брали в руки чертежи, сварочный аппарат – и фактически конструировали автобус заново, в отдельных местах дополнительно укрепляя кузов. Параллельно заменили бензобак, амортизаторы, сделали новые инструментальные ящики.
БХ: Где брали запчасти?
ФЧ: Вы, конечно, знаете, что в советскую эпоху узлы и агрегаты практически всех автомобилей унифицировались в целях ремонтопригодности в военное время. «Луноход» не стал исключением: с технической точки зрения это симбиоз грузовиков ЗИЛ-131 и Урал-375, запчастей для которых и сегодня в магазинах полно, и лишь коробка-автомат с гидротрансформатором нигде, кроме ЛиАЗа, массово не использовалась. С кузовными панелями сложнее: гнутый лист с проштамповкой на задних боковинах своими силами не изготовишь. Но нам повезло – мы посетили склад запчастей на ЛиАЗ-677 незадолго до его полной ликвидации.
БХ: Я так понимаю, работа над машиной ещё не закончена?
ФЧ: Верно. Далее будем готовить автобус к покраске (это очень трудоёмкий процесс – кузов зачищается и шпаклюется в несколько слоёв), красить и собирать салон. То, что должно получиться, показано на иллюстрациях.
БХ: Сколько в среднем по времени занимает такая работа?
ФЧ: От полугода до полутора лет в зависимости от количества человек и интенсивности работы. Это ещё шустро – финны (тоже, кстати, большие любители ретро-техники) восстанавливают грузовики и автобусы по 4-5 лет…
БХ: Какие дальнейшие планы?
ФЧ: Мы сейчас находимся в стадии раннего развития, наступающий сезон для нас будет первым полноценным опытом. Поэтому планов огромное количество: помимо экскурсий, мы будем устраивать в автобусе передвижные выставки, камерные концерты и презентации, участвовать в киносъёмках и парадах старинной техники. Любой желающий сможет отпраздновать день рождения или свадьбу в автобусе. А специально для любителей транспорта у нас будут проводиться ставшие уже доброй традицией поездки по по «маршрутам нашей памяти», где мы выходим «в рейс» уже давно не существующего автобусного маршрута, вывешивая раритетные аншлаги и маршрутоуказатели, объявляя остановки, максимально воссоздавая атмосферу «того самого» автобуса детства.
БХ: Здорово! Как можно попасть на такую поездку?
ФЧ: Следите за нашими анонсами на сайте http://retro-bus.ru и в группе http://vkontakte.ru/club1934227 — и тогда обязательно попадёте!
БХ: Спасибо, Фёдор! Успехов Вам!
ФЧ: И Вам спасибо! Вы делаете очень правильное дело!
Источник: Журнал Classicbus.ru
http://www.classicbus.ru/news/17/707/