Идея стать обладателем автобуса иногда посещала сознание, после успешного преображения «Союзного» РАФа-22038. Окончательно «диагноз» сформировался в сентябре, когда ознакомился с материалами статьи «ФОРТуна — автофестиваль на форте Константин», в которой были широко представлены и красиво поданы ЛАЗ-695Н и ЛиАЗ-677М.

Именно тогда мой товарищ и коллега «подбросил» мне ссылку на объявление о продаже автобуса ЛАЗ-695Н в городе Жукове Калужской области…

Обзорные фотографии и краткая информация о ЛАЗе практически не оставляла сомнений в его уникальности. Размыслив в течение пары недель, проведя несколько телефонных консультаций с представителем предприятия-продавца, 3 октября вместе с другом посетили режимное оборонное предприятие, на котором в течение 24-х лет трудился автобус.

Данный экземпляр ЛАЗ-695Н выпущен в 1989 году на Львовском автобусном заводе и пригнан в Калужскую область. На заводе автобус хранился в тёплом ангаре. По рассказу заводского водителя ЛАЗ использовался для перевозки детей в пионерлагерь, а также для редких (до 5 раз в год) служебных выездов в Москву.

В 2004 году автобусу был произведён капитальный ремонт на Калужском авторемонтном заводе. Фактически от машины 1989 года осталась лишь крыша со стойками. Ферма и обшивка были вновь сварены на стенде. Установлен новый двигатель (который не прошёл ещё и 30.000 км). После этого эксплуатация автобуса была сокращена до минимума. Благодаря чему к сегодняшнему дню он дошёл в состоянии «как с конвейера».

Летом 2014 года "Фестиваль" совершил свой первый публичный выезд - на фестиваль "Автострада" в Туле. А в конце августа автобус занял почётное центральное место в экспозиции "Автомобильная промышленность" павильона "Космос" ВДНХ.

В 2015 году ЛАЗ-695Н занял почётное место в экспозиции музея ретро-автомобилей на Рогожском Валу.

 
1989 год выпускаМодель выпускалась с 1976 по 2011 год
Пассажирских мест: 31
Львовский автобусный заводЛьвов, Украина
Стоимость аренды

3000 руб. - Каждый следующий час

Сезонность работы
Работает в тёплое время года
Не работает в холодное время года
Оформить заказ

Изначально этот РАФ трудился в московском аэропорту "Шереметьево". Возил начальника службы охраны по аэропорту и аэродрому. Затем переехал из столицы в Тульскую область, где преимущественно простаивал в бывшем колхозе. В апреле 2012 года машина вернулась в Москву и попала в частный автопарк одного из собирателей автостарины. Наконец, морозным солнечным днём — 22 декабря 2012 года досталась увлечённому московскому энтузиасту.

В течение зимы-весны 2013 года проведены комплексные работы по приведению машины в порядок: наладка работы двигателя (ЗМЗ-402); перетряска ходовой; ремонт системы выпуска; устранение проблем в электрике; арматурные работы. В завершение всего РАФ в апреле-мае 2013 г. подвергся ремонту кузова и покраске.

В июне 2013 г. РАФ стал экспонатом московского Музея ретро-автомобилей на Рогожском Валу.

Машина получила неофициальное имя «90 лет СССР». Во-первых, покупка практически совпала с юбилейной датой подписания договора об образовании Союза ССР – 30 декабря 1922 года. Во-вторых, для россиян РАФ из латвийского города Елгава был родным именно до распада Советского Союза. В-третьих, машина досталась с ключами, на брелке которых красуется герб СССР.

 
1995 год выпускаМодель выпускалась с 1976 по 1997 год
Пассажирских мест: 8
Rigas Autobusu Fabrika, RAFЕлгава, Латвия
Стоимость аренды

1500 руб. - Каждый следующий час

Сезонность работы
Работает в тёплое время года
Не работает в холодное время года
Оформить заказ

В начале шестидесятых годов прошлого века в Советском Союзе ощущалась острая нехватка автобусов специального назначения. Речь, прежде всего, шла об агитмашинах, целью которых была пропаганда идеологии партии в городах и сёлах. Однако грузопассажирский транспорт требовался и для других целей, например, перевозки передвижных киноклубов, библиотек, театральных и цирковых ансамблей. Так в 1962 году появился автобус "Кубань-62" с деревянным кузовом на базе грузовика ГАЗ-51.

С середины шестидесятых годов параллельно со сборкой деревянных "Кубаней" Краснодарский механический завод нестандартного оборудования начал проектирование автобуса вагонного типа с цельнометаллическим кузовом. Новинка, получившая наименование "Кубань-Г1А", впервые вышла за ворота завода в 1967 году. На базе этой модели вскоре появились автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей. В 1975 году архаичное шасси ГАЗ-51 было заменено на шасси от ГАЗ-52-04, а в 1982 году - на более длинное от ГАЗ-53А.

В 1989 году была предпринята попытка (как оказалось - последняя) модернизации "Кубани". Обновлённая "Кубань-Г1А1-02" получила крышу новой формы с двумя аварийно-спасательными люками, прозрачную перегородку, отделяющую водителя и пассажиров, и более современную светотехнику, однако это не сильно продлило жизнь стремительно устаревающей модели. К 1993 году сельские автобусы специального назначения, выпущенные солидным суммарным тиражом чуть более 100 тыс. штук, были окончательно сняты с производства.

История этой машины трогательна и необычна. В 1987 году в Калининской средней школе №2 имени Покрышкина станицы Калининской Краснодарского края в учебном процессе активно проводилось производственное обучение и общественно-полезный производительный труд для учеников 5-10 классов. Школа заняла первое место по организации общественно-полезного производительного труда в крае, за что получила в награду необычный подарок - шасси автомобиля ГАЗ-53. На тот момент в школе уже был грузовик ГАЗ-53, поэтому совет школы написал письмо в Министерство культуры, которому в ту пору принадлежал Краснодарский механический завод нестандартного оборудования, с просьбой изготовить на базе подарка автобус "Кубань". Деньги на покупку автобуса подшефной школе выделили колхоз имени Ленина и управление оросительных систем.

Школьная "Кубань" долгие годы использовалась для обеспечения общественно-производительного труда: возила учащихся в театры, в краснодарский цирк, а с приходом нового директора школы - на ежегодные научно-исследовательские экспедиции по Краснодарскому краю. Ребята побывали на плато Лога-Наки, Гузерипле, малом и большом Утрише, Суко, Тамане, Новороссийске, проехали всё побережье от Тамани до Адлера.

В 2005 году школа получила предписание о запрете эксплуатации автобусов старше 10 лет для перевозки школьников, и "Кубань" пришлось выставить на торги. Не в силах расстаться с любимой машиной, автобус выкупил его водитель - Мандрыка Алексей Петрович. В последующие годы "Кубань" использовалась Алексеем Петровичем для поездок с друзьями и родными по заповедным местам Краснодарского края, начиная от Дамбая, Лога-наки и заканчивая Архызом, Сочи, Таманью и всем Краснодарским краем.

В конце 2014 года хозяин решил продать автобус. Машина сразу приглянулась молодому инженеру из Москвы Георгию Габелая. Поздней ночью 29 ноября 2014 года "Кубань" под управлением Алексея Петровича выдвинулась из родной станицы по направлению к Москве. В Ростовской и Воронежской областях путешественников встретили обильные снегопады с сильным ветром. Легковые, большегрузные автомобили и автобусы дальнего следования, встав в колонну, тащились в правом ряду, в то время как "Кубань", рассекая целину левого ряда, уверено оставляла за собой следы протектора. Весь путь (около 1350 км) автобус прошёл за 19 часов с крейсерской скоростью 92-95 км/ч, без единого отказа и нареканий на работу узлов и агрегатов.

Столичная жизнь быстро сделала "Кубань" знаменитостью. В январе 2015 года автобус стал участником январской выставки "Классическое Рождество" в Москве, которая была организована Ильей Сорокиным. В феврале автобус появился уже на телевидении в программе "Тест-драйв с Иваном Зенкевичем". А 11 апреля 2015 года "Кубань" в составе Клуба OldBusClub приняла участие в параде, посвящённом Дню космонавтики и Дню основания Королёвского Клуба старинных автомобилей "Старый Дилижанс".

 
1989 год выпускаМодель выпускалась с 1989 по 1993 год
Пассажирских мест: 20
Краснодарский механический завод нестандартного оборудованияКраснодар, СССР
Стоимость аренды

2000 руб. - Каждый следующий час

Сезонность работы
Работает в тёплое время года
Работает в холодное время года
Условия арендыАвтобус подаётся в чистом, технически исправном состоянии с профессиональным водителем. Подача автобуса в черте МКАД – бесплатно.
Оформить заказ

Я хочу, чтобы мне перезвонили

Перезвоните мне